Пятница, 03.05.2024, 22:59
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Образовательная программа

    I. Целевой раздел

     

    1. Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ  «Детский сад № 47»

     

    1.1. Введение

    Основная образовательная программа разработана  рабочей группой педагогов МБДОУ  «Детский сад № 47»  в составе: Е.Ю. Глушкова, заведующий, И.В.Федосеева воспитатель, Г.Л.Сарчмелиа, воспитатель.

     

    Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени  дошкольного образования, учтены концептуальные положения используемой  в ДОУ комплексной программы «Радуга».

     

    Основная образовательная программа МБДОУ  «Детский сад № 47» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

    -  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

    -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

    - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

    Программа сформирована  как программа позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

    Общие сведения о ДОУ

    Полное  наименование   учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад № 47».

    Сокращенное наименование  учреждения: МБДОУ  «Детский сад № 47».

    Тип - дошкольное образовательное учреждение.

    Вид - детский сад.

    Место нахождения учреждения:  Пермский край, г.Чусовой, с. Сёла, ул. Набережная, д. 14.

                    Почтовый адрес: 618222, Пермский край, г.Чусовой, с. Сёла, ул. Набережная, д 14      Учреждение осуществляет образовательную деятельность по следующим адресам:

      ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных  нормативных  документов:

    -  Устав ДОУ      утверждён приказом начальника Управления образования от 02.12.2011 № 739.

    - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности  № 3670 от 24.10.2014        59 Л01 № 0001469

    1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

     

    Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, реализуемой комплексной программой «Радуга», приоритетным направлением - физическое развитие дошкольников с учетом регионального компонента,  на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

     

    Цель реализации основной образовательной программы  дошкольного  образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

    развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

     

    Программа направлена на:

    • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
    • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

    1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей .

    3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

    4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

    5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

    6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

    7.   Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

    8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

    9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     

     

     

     

    Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами  комплексной программы «Радуга»  осуществляется решение  следующих задач:

    1. Обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы.

    2. Обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического).

    3. Всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;  приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

     

    Разработанная программа  предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Пермского  края.

    Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

     

    1.3. Принципы и подходы к реализации программы

     

    Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

    Принципы, сформулированные  на основе требований  ФГОС

    1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

    2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников  ДОУ) и детей.

    3.  Уважение личности ребенка.

    4.  Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

    Основные принципы дошкольного образования

    1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

    2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

    3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

    4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

    5. Сотрудничество  ДОУ с семьей.

    6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

    8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

    9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

     

    Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга»:

    Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования.

    Принципы:

    1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
    2. принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
    3. решение по­ставленные цели и задачи на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей;
    4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
    5.  принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой  образовательных  облас­тей;
    6. принцип комплексно-тематического построения образо­вательного процесса. Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка — игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.

     

    1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

     

    Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.

    Основными участниками реализации программы  являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

     

    Возрастная категория

    Направленность групп

    Количество групп

    Количество детей

    От 2 до 4 лет

    Общеразвивающая

    1

    15

    От 4 до 7 лет

    Общеразвивающая

    1

    25

                                                                                       Всего 2 группы–               40 детей

     

     

    Кадровый  потенциал

    Детский сад  полностью  укомплектован кадрами. Коллектив ДОУ составляет 9 человек.  Воспитательно-образовательную работу осуществляют 3 педагогов:  из них 2 воспитателя и  музыкальный руководитель. 

    Характеристика кадрового состава

     

    по образованию

    среднее педагогическое  образование 

    1 человек

     

     

    2. По стажу

     

    до 5 лет     

    1

    от 10 до 15 лет                                           

    1

    вторая квалификационная категория   

    1

    не имеют квалификационная  категории            

    1

    Средний возраст педагогического коллектива - 40 лет.  

    Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обсуживающего персонала.

     

    Все педагоги своевременно проходят КПК,  прошли курсовую подготовку по программе «Радуга», также повышают свой профессиональный уровень через  посещения методических объединений города,  прохождение процедуры аттестации, самообразование, что способствует повышению профессионального мастерства,   положительно влияет на развитие ДОУ. 

     

    Социальный  статус родителей

          Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников,оэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

     

     

     

     

     

    Количество детей

    40

     

     

    Особенности семьи

    Полные семьи

    35

    Одинокие

    5

     

     

    Опекуны

    3

    многодетные

    5

    Жилищные условия

    Имеют собственное жилье

    38

    Живут с родителями

    2

    снимают

    0

    Образование

    высшее

    5

    среднее

    15

    с/спец.

    5

    н/среднее

    5

    Социальный состав

    интеллигенция

    7

    сельхозрабочие

    30

    служащие

    1

    домохозяйки

    1

    предприниматели

    1

     

     

    Возрастные особенности  детей  подробно сформулированы в комплексной программе «Радуга»

    Радуга   :   программа   воспитания,   образования   и  развития  детей  от  2  до   7  лет  в условиях  дет.   са­да /   [Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Про­свещение,  2010.

     

     

     

    2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

     

    2.1. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования

     

    Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

             Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.  Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.  

    Настоящие требования являются ориентирами для:

    а)  решения задач  формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

    б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

    в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

    Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

    аттестацию педагогических кадров;

    оценку качества образования;

    оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

    оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

    распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

     

    Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

    • Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте.
    • Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования.

     

    2.2. Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

    • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
    • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
    • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
    • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
    • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
    • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
    • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

     

    2.3.  Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования:

    • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
    • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
    • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
    • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
    • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
    • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
    • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

                                                                                         II.Содержательный раздел

    Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

           Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией основной  общеобразовательной программы дошкольного  воспитания «Радуга»   под   редакцией  Т.Н. Дороновой. (Е. Соловьевой)

    Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.

    3. Образовательная деятельность в соответствии  с  образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ  и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.

    Содержание Программы  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

    • социально-коммуникативное развитие;
    • познавательное развитие;
    • речевое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • физическое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на:

    • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
    • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
    • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
    • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
    • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Методическое обеспечение  образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

    Автор

    составитель

    Наименование издания

    Издательство

    Н.Н.Авдеева

    О.Л.Князева

    Р.Б.Стеркина

    Безопасность

    Санкт-Петербург

    "Детство-Пресс

    Т.Н.Доронова

    О.А.Карабанова

    Е.В.Соловьева

    Игра в дошкольном возрасте

    Изд.дом "Воспитание

    школьника"

    Новосёлова С.Л.

    Игра дошкольника

     

    Якобсон А.А.    

    Моральное воспитание в детском саду.

    Издательский дом «Воспитание дошкольника»,

    Кошелев В.М.

     «Художественный и ручной труд в детском саду». Книга для воспитателей  детского сада и родителей.

    М.Просвещение

     

    Грибовская А.А., Кошелев В.М.  

    Готовимся к празднику. Художественный труд  в детском саду и семье. Пособие для детей  старшего  дошкольного возраста

    М.Просвещение

     

    Топоркова Л.А., Доронова Т.Н.  

    Сделаю сам. Дидактический альбом  по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста

    М.Просвещение

    Р.С. Буре, Г.Н. Година

    «Учите детей трудиться» (методическое пособие).

     

     

    Комарова Т.С. , Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю..

     

    Программа и методические рекомендации «Трудовое воспитание в детском саду»

     

     

     

    Познавательное развитие предполагает:

    • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
    • формирование познавательных действий, становление сознания;
    • развитие воображения и творческой активности;
    • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
    • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

     

      Методическое обеспечение образовательной области  «Познавательное развитие»

     

    Автор

    составитель

    Наименование издания

    Издательство

    Год издания

    Гризик Т.И.

    Познаю мир.  Методические рекомендации для воспитателей.

    Москва, Просвещение

    2002

     

    Гризик Т.И.

    Познаю мир.  Предметы вокруг нас» Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста»

    Москва, Просвещение

    2002

     

    Гризик Т.И.

    Познаю мир. Я во всем люблю порядок. Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста

    Москва, Просвещение

    2002

    Гризик Т.И.

    Познаю  мир.  Знаки и символы. Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»

    Москва, Просвещение

    2002

     

    Гризик Т.И.

    Познаю мир.  Методические рекомендации по познавательному развитию детей подготовительной группы.

     

    Издательский дом «Воспитание дошкольника»

    2004

    Соловьева Е.В.

    Моя математика.  Какой он, этот мир? Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста.

    Москва, Просвещение

    2002

     

    Соловьева Е.В.

    Моя математика. Знакомимся с числами. Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста.

    Москва, Просвещение

    2002

     

    Соловьева Е.В.

    Моя математика. Количество и число. Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста.

    Москва, Просвещение

    2002

     

    Соловьева Е.В.

    Математика и логика для дошкольников.

    Методические рекомендации для воспитателей.  

    Москва, Просвещение

    2002

     

    Доронова Т.Н.

    Младшая группа: планирование работы с детьми

    Москва, Просвещение

    2009

     

    Речевое развитие включает

    • владение речью как средством общения и культуры;
    • обогащение активного словаря;
    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    • развитие речевого творчества;
    • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

    < -->

    Автор

    составитель

    Наименование издания

    Издательство

    Год издания

    Гербова В.В.    

    Учусь говорить. Метод. реком. для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга

    М. Просвещение

    2002

    Гербова В.В.    

    Хрестоматия "Книга для чтения в детском саду и дома"  2-4 года

    М. Просвещение

    2010

    Гербова В.В.    

    Хрестоматия "Книга для чтения в детском саду и дома"  4-5  лет

    М. Просвещение

    2010

    Гербова В.В.    

    Хрестоматия "Книга для чтения в детском саду и дома" 5-7 лет

    М. Просвещение

    2010

    Гербова В.В.

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz