5.2. Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
Образовательная область
|
задачи
|
социально-коммуникативное развитие
|
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Пермского края, стремление сохранять национальные ценности.
|
Познавательное развитие
|
Приобщать детей к истории Пермского края Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
|
Речевое развитие
|
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Пермского края
|
художественно-эстетическое
развитие
|
Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Пермского края.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
|
физическое развитие
|
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Пермского края.
|
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
5.3. Преемственность ДОУ и школы
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
- организационно-методическое обеспечение;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
- Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
- Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
- Семинары-практикумы.
- Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми включает:
- Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
- Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
- Совместное проведение родительских собраний.
- Проведение дней открытых дверей.
- Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
- Открытые занятия педагогов дополнительного .
Организация экскурсий по школе.
- Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Ожидаемые результаты
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:
- Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
- личностного развития ребенка;
- укрепления психического и физического здоровья;
- целостного восприятия картины окружающего мира;
- формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
- преодоления разноуровневой подготовки.
- Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
- Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
- Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
План работы
№
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственный
|
|
Методическая работа
|
|
|
1
|
Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе
|
сентябрь
|
ст. воспитатель
уч. нач. классов
|
2
|
Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в 1 классе
|
сентябрь
|
воспитатели
|
3
|
Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе
|
сентябрь
|
уч. нач. классов
|
4
|
Посещение воспитателями уроков в 1 классе. Семинар «Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного обучения на этапе реализации ФГОС».
|
ноябрьь
|
Воспитатели,
уч. нач. классов
|
5
|
Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе:
- Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы.
|
март
|
Воспитатели,
уч. нач. классов
|
6
|
Мониторинг успеваемости первоклассников – выпускников дошкольной группы.
|
декабрь
|
воспитатель,
учителя нач. кл.
|
7
|
Педагогическое совещание в дошкольной группе.
Вопросы для обсуждения:
- роль дидактических игр в обучении дошкольников;
- творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях;
- итоги воспитательно-образовательной работы в дошкольной группе.
|
май
|
воспитатели,
учитель начальных классов
|
8
|
Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению
|
май
|
воспитатель
|
9
|
Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению»
|
сентябрь
|
воспитатели, учителя нач. классов
|
|
Работа с родителями
|
|
|
1
|
Нетрадиционные формы работы с родителями.
«Папа, мама, я – читающая семья» - конкурс читающих семей.
|
сентябрь
|
воспитатели
|
2
|
Круглый стол «Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители»
|
ноябрь
|
воспитатели, учителя нач. классов
|
3
|
Оформление стенда в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»
|
декабрь
|
воспитатели
|
4
|
Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников
на сайте дошкольной группы и школы
|
в течение года
|
Воспитатели,
уч. нач. классов
|
5
|
«Как помочь ребенку подготовиться к школе»;
|
март
|
Воспитатели, учителя начальных классов
|
6
|
Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником».
|
Январь
|
воспитатели, учителя нач. классов
|
7
|
«Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе».
|
май
|
учителя нач. классов
|
8
|
Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе.
|
май
|
воспитатели
|
9
|
Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу-важное событие в жизни детей».
|
апрель
|
воспитатели, учителя нач. классов
|
10
|
Выставки детских работ
|
в течение года
|
воспитатели
|
|
Работа с детьми
|
|
|
1
|
Экскурсии детей в школу:
- знакомство со зданием школы;
- знакомство с кабинетом (классом);
- знакомство со школьной мастерской;
- знакомство со физкультурным залом;
- знакомство со школьной библиотекой.
|
в течение года
|
воспитатели, учителя нач. классов
|
2
|
Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста
|
февраль
|
воспитатели
|
3
|
Работа «Школы будущего первоклассника»
|
Февраль-апрель
|
учителя нач. классов
|
4
|
«Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!»
|
май
|
воспитатели, музыкальный руководитель
|
5.4. Взаимодействие ДОУ и социума
В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы наряду
с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой
Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется
на основании договора между организациями
Направ
ление
|
Наименование общественных организаций, учреждений
|
Формы сотрудничества
|
Перио-
дичность
|
|
Сельская СОШ
|
Педсоветы, посещение уроков и занятий, семинары, практикумы, консультации для воспитателей и родителей, беседы, методические встречи, экскурсии для воспитанников, дни открытых дверей, совместные выставки, развлечения.
|
По плану преемственности ДОУ и школы
|
Дошкольные учреждения города и района
|
Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом
|
По плану УО, по мере необх-ти
|
Медицина
|
Детская поликлиника
|
-проведение медицинского обследования;
-связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование)
|
1 раз в год
По мере необходимости
|
|
Детская библиотека
|
Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки.
|
По плану
|
МУ «Культурный центр»
|
Конкурсы детского творчества, театрализованные представления для детей, выставки детских рисунков, концерты
|
По плану на год
|
Безопасность
|
Пожарная часть
|
Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи.
|
По плану
|
КДН
|
воспитательно-профилактическая работа с семьями детей, находящимися в социально опасном положении
|
По мере необход-ти
|
5.6. Кружки
В рамках образовательной программы и в соответствии с целями и задачами, отбирая содержание работы кружков, педагогический коллектив ориентировался на требования педагогической целесообразности организации детей. Прежде всего, это обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.
Цель: реализация планов работы кружков способствует всестороннему развитию ребенка-дошкольника, раскрытию его творческих возможностей и способностей. Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.
Образовательная область
|
Название услуги
|
программа
|
Возрастная группа
|
художественно-эстетическое развитие
|
Кружок
«Фантазия»
|
Обучение дошкольников нетрадиционным способам изодеятельности
|
старшая группа
|
физическое развитие
|
Кружок
«Здоровейка»
|
обучение национальным подвижным играм.
|
младшая группа
|
6. Способы направления поддержки детской инициативы
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Психолого-педагогические условия реализации программы:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
-непосредственное общение с каждым ребенком;
-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников с семьями воспитанников.
Задачи:
- формирование психолого- педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
Реальное участие родителей
в жизни ДОУ
|
Формы участия
|
Периодичность
сотрудничества
|
В проведении мониторинговых исследований
|
-Анкетирование
- Социологический опрос
-интервьюирование
- «Родительская почта»
|
3-4 раза в год
По мере необходимости
1 раз в квартал
|
В создании условий
|
- Участие в субботниках по благоустройству территории;
-помощь в создании предметно-развивающей среды;
-оказание помощи в |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|