Паспорт Программы развития МБ ДОУ №47
Основания для разработки программы
|
- Федеральный Закон « Об образовании Российской Федерации от 29.12.2012.№ 273.
- -Федеральные государственные образовательные стандарты основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условий ее реализации.
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13 )
|
Назначение программы
|
- Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы ДОУ за предыдущий период, в ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.
|
Проблема
|
- Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
- Объективное ухудшение здоровья воспитанников отрицательно сказывается на получении ими качественного образования
- Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей .
- Необходимость повышения качества и результативности работы педагогов и применение ими современных образовательных технологий.
- Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг
|
Сроки реализации программы
|
Программа реализуется в период 2015-2018 гг.
|
Название
|
Программа развития МБ ДОУ №47 на 2015-2018 год
|
Авторы
|
Заведующий, педагогические работники ДОУ
|
Цель
|
- Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.
|
Задачи
|
- Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
- Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- Совершенствование материально-технического и программного обеспечения;
- Обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
- Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования;
- Развитие системы управления МБ ДОУ на основе включения родителей управленческий процесс.
|
Ожидаемые
результаты
|
Прогнозируемые результаты реализации программы
- создание гибкой управленческой системы;
- рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ;
- улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования;
- сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;
доступность системы дополнительного образования;
- расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями села ..
|
Пояснительная записка
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа
Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена:
-изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны,
-принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
-введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества . Для успешного существования и развития в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу.
Для этого требуется:
- расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МБДОУ;
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей.
Таким образом, проблему, стоящую перед МБ ДОУ №47, можно сформулировать как необходимость повышения качества образования, динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала МБДОУ.
Концепция программы развития
МБ ДОУ 47
Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, его ценностное отношение к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка.
Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является:
Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.
Обеспечение доступности и высокого качества образования на основе повышения эффективности деятельности ДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса, опираясь на личностно- ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.
Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей. Ценность Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Для успешной адаптации ребенка в социуме, обеспечить личностно – ориентированную модель организации педагогического процесса. Развитие у ребенка социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и педагога, ребенка и родителей, педагога и родителей.
Стратегия развития дошкольного образования, деятельность МБ ДОУ основывается на следующих принципах:
Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность
ребёнка:
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов
Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда
Радикальное изменение организации предметно развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей;
Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности
Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей , родителей в воспитании и образовании детей.
Дифференциации и интеграции, предусматривающей целостность и единство всех систем образовательной деятельности в решении следующих задач:
Психологическое и физическое здоровье ребёнка
Формирование начал личности
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых
с развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности,
предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей
развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
Принцип общего психологического пространства, через совместные
игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания
протекает как сотрудничество.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через
собственную деятельность под руководством взрослого. Участниками реализации Программы развития МБДОУ являются воспитанники в возрасте от 2 до 7 лет, педагоги, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса учитывается специфика развития села и его образовательного пространства. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития служат:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников;
- использование здоровье сберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг ;
- укрепление материально–технической базы МБДОУ.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,
Цели и задачи программы развития ДОУ
Целью программы развития ДОУ на период до 2018 года является:
Цель:
- Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное его развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.
|
Задачи:
- Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
- Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- Совершенствование материально-технического и программного обеспечения;
- Обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
- Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования;
- Развитие системы управления МБ ДОУ на основе включения родителей управленческий процесс.
|
Прогнозируемые результаты реализации программы
- создание гибкой управленческой системы;
- рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ;
- улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования;
- сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;
- доступность системы дополнительного образования;
- расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями села.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап - Организационно-аналитический- 2015г.
Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития ДОУ;
2 этап - Формирующий -2015-2017г.г.
Совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
3 этап - Обобщающий -2018г.
Обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с требованиями новой государственной политики.
Элементы риска развития программы ДОУ
При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:
- рост числа детей с проблемами здоровья;
- недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень активной жизненной позиции.
Основные направления Программы развития
Система управления;
Ресурсное обеспечение;
Образовательная система;
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами
Система управления:
- Нормативно-правовое обеспечение- корректировка в соответствии с ФГОС;
-Кадровое обеспечение – повышение профессионального уровняпедагогов;
- Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления
Ресурсное обеспечение:
-материально-техническое и программное обеспечение;
-преобразование развивающей среды;
-информатизация образовательного процесса,
-финансово – экономическое обеспечение;
Образовательная система:
-обеспечение качества дошкольного образования путем эффективности
воспитательно- образовательного процесса;
-инновационная деятельность по реализациикомплекснойпрограммы
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами
-сотрудничество с социокультурными учреждениями села
Основные мероприятия по реализации программы развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№
|
Направление развития
|
Содержательные характеристики
|
Мероприятия
|
Период реализации, годы
|
1
|
Система управления
|
- Нормативно-правовое обеспечение- корректировка в соответствии с ФГОС;
-Кадровое обеспечение –повышение профессионального уровняпедагогов;
- Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления
|
Внесение изменений в Образовательную программу ДОУ;
Разработка локальных актов:
-положение о деятельности рабочей группы по внедрению ФГОС;
-положение о системе внутреннего контроля качества образования
-Составление индивидуального графика повышения квалификации педагогов;
-Мотивация участия педагогов в дистанционных и других внешних курсах, в том числе в переподготовке;
-Стимулирование деятельности педагогов, планирование деловой карьеры сотрудников, обобщение передового опыта и публикации в СМИ и печатных изданиях, заключение договоров на оказание дополнительных образовательных услуг;
Организация и включение в структуру управления ДОУ родителей воспитанников,
Отработка механизма деятельностиорганов самоуправленияРодительский комитет
|
2015г.
2015-2018г.г
2015-2018г.г
|
2
|
Ресурсное обеспечение
|
-материально-техническое и программное обеспечение;
-преобразование развивающей среды;
-информатизация образовательного процесса,
|
Обновление и развитие материально-технических условий:
-оснащение образовательного процесса оборудованием, учебно-методическими комплектами, дидактическими пособиями в соответствии с ФГОС,
Создание творческой группы по внедрения ИКТ в образовательный процесс;
-Открытие на сайте ДОУ профессиональных блогов воспитателей;
|
2015-2016г.г.
2015-2016г.г.
|
3
|
Образовательная
система
|
Разработка системы планирования на основе требований ФГОС;
-Взаимодействие с родителями через развитие проектной деятельности.
|
Перспективно-тематическое, планирование, в соответствии с реализуемыми программами;
Разработка долгосрочных тематических проектов:
«Спорт и здоровье»;
Формирование гражданской позиции всех субъектов образовательного процесса через работу в проектной деятельности «Растим патриотов России»
|
2015-2016г.г.
.
2015-2018г.г
|
4
|
Сетевое взаимодействие
|
Расширение спектра взаимодействия социокультурными учреждениями села для формирования социально-адаптированной, успешной личности
|
Заключение договоров о сотрудничестве с библиотекой КДЦ, ФАП, Сельской СОШ.
|
2015-2018г.г.
|
|
|
|
|
|
|
Социальные эффекты:
|
|
|
|
|
|
- Социально адаптированный ребёнок, успешно взаимодействующий в любом коллективе.
- Повышение качества образовательного процесса
- Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи.
- Повышение уровня компетенции педагогов.
- Повышение уровня активной жизненной позиции педагогов и родителей, проживающих в селе.
- Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к совместному решению проблем соблюдения прав и свобод человека, поддержания мира и согласия
- Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье.
- Распространение педагогического опыта.
Ожидаемые результаты:
Обеспечение равных возможностей для получения дошкольного образования.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитательно-образовательной работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.
Внедрение здоровьесберегающих технологий.
Здоровый ребёнок с привычкой к здоровому образу жизни.
Обеспечение психофизического благополучия детей в условиях ДОУ, социальной адаптации к социуму, развивающему общению со взрослыми и сверстниками.
Высокий уровень общего, интеллектуального, эмоционального и волевого развития воспитанников, развитие начал личности, развитие способностей, коммуникативности, доброты, эмоциональной отзывчивости.
Изучение и обобщение опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников.
Улучшение материально-технической базы.
Построение современной развивающей среды.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Общие сведения о ДОУ
Полное наименование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47»
Сокращенное наименование: МБДОУ «Детский сад № 47»
Фактический (юридический) адрес: 618222, Пермский край, г. Чусовой, с.Сёла, ул. Набережная, 14.
Лицензия: на осуществление образовательной деятельности № 0001469 от 24 октября 2014г.
Режим работы: Пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 8.00 до18.30 часов.
Учреждение открыто в 1973 году, расположено в одноэтажном кирпичном здании, рассчитано на 40 мест. В учреждении функционирует 2 разновозрастные группы.
Контингент родителей
Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется изучению контингента родителей. Систематически педагоги ДОУ проводят информационно-аналитическую работу по выявлению социального и образовательного статуса членов семей воспитанников. Дошкольное учреждение посещают дети из семей, среди которых:
- полных семей 70%;
- неполных семей 30%;
- многодетных 30%;
- имеющих одного ребёнка 40%.
Работающих родителей – 95%, 5% – неработающие.
Бытовые условия во всех семьях удовлетворительные.
По социальному статусу:
- работники сельхоз предприятия - 55%;
- служащие - 20%
- рабочие - 20%;
- безработные - 5%.
По образовательному уровню:
- высшее - 7%;
- среднее профессиональное – 17%;
- начальное профессиональное – 16%
- среднее (полное) общее – 30%.
Педагогами ДОУ ведётся активная просветительская работа, направленная на повышение компетентности в вопросах воспитания и развития детей, успешной социализации ребёнка в обществе.
Изучение семьи как участника образовательного процесса определяется характеристикой совместных мероприятий с родителями. Результаты показывают, что лишь 27% родителей активно участвуют в различных мероприятиях ДОУ. Остаётся проблемой привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. Анализ анкет и опросов родителей по вопросам развития детей показывает недостаточную компетентность родителей в вопросах психологической и возрастной особенности детей.
Выводы: Деятельность ДОУ по работе с семьями воспитанников следует направить на конструктивное сотрудничество, расширение спектра форм взаимодействия, на повышение компетентности родителей в вопросах психолого-педагогического сопровождения, заинтересованности в успехах своих детей и стремлении помочь ДОУ в создании необходимых условий для сохранения психолого-педагогического благополучия ребёнка в ДОУ.
В дошкольном учреждении существуют возможности организации консультативной помощи, совместных досугов, творческих проектов, выставок, спортивных мероприятий, праздников, традиций.
Таким образом, деятельность ДОУ по взаимодействию с семьей необходимо направить на оказание помощи семье в воспитании ребёнка по следующим направлениям:
- мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах, пропаганды здорового образа жизни, популяризации физкультуры: дни открытых дверей, консультации;
- мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью укрепления статуса семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей семейных отношений, стремление лучше узнать ребёнка, наладить содержательное общение, совместные мероприятия, праздники, экскурсии.
- мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей: совместные творческие выставки, выставки по увлечениям ребёнка, персональные выставки родителей, пропагандирование традиций семьи, опыта лучшего семейного воспитания (фотовыставки, альбомы «Моя семья», «Домашние любимцы»), домашнее коллекционирование с презентациями в группе и др.
Ближайшее окружение учреждения (социум) – Сельская библиотека - филиал МБУ «ЦБС», ФАП, Сельский КДЦ, Сельская СОШ.
Кадровая характеристика
На момент написания программы развития общее количество педагогических работников – 3 человека (заведующий детским садом, 2 воспитателя), музыкальный руководитель работает по совместительству. Все педагоги имеют соответствующее образование. Укомплектованность кадрами - 100%. Коллектив педагогов стабильный. Педагоги ДОУ систематически повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения объединён едиными целями на решение задач и приоритетов дошкольного образования, имеет благоприятный психологический климат. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников проводится в системе и осуществляется в соответствии с графиком.
Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и самостоятельности. Тем не менее, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, в отходе от консервативной учебной модели.
Материально-техническое обеспечение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» находится в здании общей площадью 431,4кв.м. Основными помещениями ДОУ являются: помещения игровых, спален ; пищеблок; прачечная; кабинет заведующего.
Дошкольное учреждение оборудовано детской мебелью и мягким инвентарем для полноценного функционирования.
Состояние учебно-методической базы ДОУ постоянно пополняется. В настоящее время в дошкольном учреждении имеются: телевизор магнитофон, 1 компьютер, принтер, копир.Задача оснащения предметно-развивающей среды ДОУ остается одной из главных. В группе необходимо расширять и обновлять игровые уголки, пополнять демонстрационный материал по направлениям образовательных областей.
Вывод: В дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для интеллектуально-творческого и физического развития воспитанников, через создание предметно-развивающей среды и пространства детского сада.
Обеспечение безопасных условий в ДОУ
В дошкольном учреждении организована работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса, в соответствии с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и инструкциями по охране труда и пожарной безопасности.
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса ведётся по направлениям:
- обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ;
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
- пожарная безопасность;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- антитеррористическая защита.
Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется, составляются планы мероприятий, издаются приказы, работает комиссия по охране труда. Инструктажи с сотрудниками проводятся 2 раза в год, фиксируются в журнале учёта инструктажа.
В ДОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация ; изготовлены планы эвакуации, в соответствии с современными требованиями; имеются огнетушители с паспортами. Регулярно проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников с определением действий работников при обнаружении пожара.
Количество случаев травматизма сотрудников и воспитанников в ДОУ не зарегистрировано.
Организация питания воспитанников
В дошкольном учреждении организовано 3-х разовое питание. В ДОУ разработано примерное 10-дневное меню. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах (соотношение белков, жиров, углеводов); большое внимание уделяется разнообразию горячих первых и вторых блюд. В ДОУ создана и проводит работу бракеражная комиссия.
|
|
|
|
|
|
|