5. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Формы работы по образовательным областям
направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
|
Формы работы
|
Младший дошкольный возраст
|
Старший дошкольный возраст
|
Физическое развитие
|
Игровая беседа с элементами
- движений
- Игра
- Утренняя гимнастика
- Интегративная деятельность
- Упражнения
- Экспериментирование
- Ситуативный разговор
- Беседа
- Рассказ
- Чтение
- Проблемная ситуация
|
- Физкультурное занятие
- Утренняя гимнастика
- Игра
- Беседа
- Рассказ
- Чтение
- Рассматривание.
- Интегративная
- деятельность
- Контрольно-
- диагностическая
- деятельность
- Спортивные и
- физкультурные досуги
- Спортивные состязания
- Совместная деятельность
- взрослого и детей
- тематического характера
- Проектная деятельность
- Проблемная ситуация
|
Социально-коммуникативное
|
- Игровое упражнение
- Индивидуальная игра
- Совместная с воспитателем игра
- Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)
- Игра
- Чтение
- Беседа
- Наблюдение
- Рассматривание
- Чтение
- Педагогическая ситуация
- Праздник
- Экскурсия
- Ситуация морального выбора
- Поручение
- Дежурство.
|
- Индивидуальная игра.
- Совместная с воспитателем игра.
- Совместная со сверстниками игра
- Игра
- Чтение
- Беседа
- Наблюдение
- Педагогическая ситуация.
- Экскурсия
- Ситуация морального выбора.
- Проектная деятельность Интегративная деятельность
- Праздник
- Совместные действия
- Рассматривание.
- Проектная деятельность
- Просмотр и анализ мультфильмов,
- видеофильмов, телепередач.
- Экспериментирование
- Поручение и задание
- Дежурство.
- Совместная деятельность
- взрослого и детей тематического
- характера
- Проектная деятельность
|
Речевое развитие
|
- Рассматривание
- Игровая ситуация
- Дидактическая игра
- Ситуация общения.
- Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
- Интегративная деятельность
- Хороводная игра с пением
- Игра-драматизация
- Чтение
- Обсуждение
- Рассказ
- Игра
|
- Чтение.
- Беседа
- Рассматривание
- Решение проблемных ситуаций.
- Разговор с детьми
- Игра
- Проектная деятельность
- Создание коллекций
- Интегративная деятельность
- Обсуждение.
- Рассказ.
- Инсценирование
- Ситуативный разговор с детьми
- Сочинение загадок
- Проблемная ситуация
- Использование
различных видов театра
|
Познавательное развитие
|
- Рассматривание
- Наблюдение
- Игра-экспериментирование.
- Исследовательская
- деятельность
- Конструирование.
- Развивающая игра
- Экскурсия
- Ситуативный разговор
- Рассказ
- Интегративная деятельность
- Беседа
- Проблемная ситуация
|
- Создание коллекций
- Проектная деятельность
- Исследовательская деятельность.
- Конструирование
- Экспериментирование
- Развивающая игра
- Наблюдение
- Проблемная ситуация
- Рассказ
- Беседа
- Интегративная деятельность
- Экскурсии
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Игры с правилами
|
Художественное –эстетическое
развитие
|
- Рассматривание эстетически
привлекательных предметов
- Игра
- Организация выставок
Изготовление украшений
возрасту народной,
классической, детской музыки
Звуками
- Музыкально-дидактическая игра
- Разучивание музыкальных игр и танцев
- Совместное пение
|
- Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
- Создание макетов, коллекций и их
оформление
- Рассматривание эстетически
привлекательных предметов
- Игра
- Организация выставок
- Слушание соответствующей
возрасту народной, классической, детской музыки
- Музыкально- дидактическая игра
- Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
- Интегративная деятельность
- Совместное и индивидуальное
музыкальное исполнение
- Музыкальное упражнение.
- Попевка. Распевка
- Двигательный, пластический
танцевальный этюд
- Танец
- Творческое задание
- Концерт- импровизация
- Музыкальная сюжетная игра
|
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
Ранний возраст
( 2-3 года)
|
для детей дошкольного возраста
(3 года - 8 лет)
|
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
|
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
|
Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:
Возраст детей
|
Регламентируемая деятельность (НОД)
|
Нерегламентированная деятельность, час
|
совместная деятельность
|
самостоятельная деятельность
|
2-3 г
|
2 по 10мин
|
7-7,5
|
3-4
|
3-4 года
|
2 по 15 мин
|
7- 7,5
|
3-4
|
4-5 лет
|
2 по 20 мин
|
7
|
3-3,5
|
5 – 6 лет
|
2-3 по 20- 25 мин
|
6 – 6,5
|
2,5 – 3,5
|
6-7 лет
|
3 по 30 мин.
|
5,5 - 6
|
2,5 - 3
|
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
- для детей с 2 до 3 лет – подгрупповая;
- в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Для детей в возрасте от 2 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю ( игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин.,
в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа,
в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут,
в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,
для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
для детей 6-го года жизни - не более 25 минут
для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
5.1. Система физкультурно-оздоровительной работы
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
- принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
- принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками
- принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных
задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов
деятельности
- принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
- организация здоровье сберегающей среды в ДОУ
- обеспечение благоприятного течения адаптации
- выполнение санитарно-гигиенического режима
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
- составление планов оздоровления
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
- коррекция отдельных отклонений в физическом здоровье
4. Профилактическое направление
- проведение обследований по скрининг - программе и выявление патологий
предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики
Система оздоровительной работы
№ п\п
|
Мероприятия
|
Группы
|
Периодичность
|
Ответственные
|
1.
|
Обеспечение здорового ритма жизни
- щадящий режим / в адаптационный период/
- гибкий режим дня
- определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
- организация благоприятного микроклимата
|
Все группы
Все группы
|
Ежедневно в адаптационный
период
ежедневно ежедневно
|
Воспитатели,
|
2.
|
Двигательная активность
|
Все группы
|
Ежедневно
|
Воспитатели,
|
2.1.
|
Утренняя гимнастика
|
Все группы
|
Ежедневно
|
Воспитатели,
|
2.2.
|
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
|
Все группы
Все группы
|
2 р. в неделю
1 р. в неделю
|
Воспитатели
|
2.3.
|
Спортивные упражнения (санки, лыжи, велосипеды и др.)
|
Во всех группах
|
2 р. в неделю
|
Воспитатели
|
2.4.
|
Элементы спортивных игр
|
старшая
|
2 р. в неделю
|
Воспитатели
|
2.5
|
Кружковая работа
|
старшая
|
1 р. в неделю
|
Воспитатели
|
2.6.
|
Активный отдых
- спортивный час;
- физкультурный досуг;
- поход в лес.
|
Все группы
Все группы
|
1 р. в неделю
1 р. в месяц
1 р. в год
|
Воспитатели
|
2.7.
|
Физкультурные праздники (зимой, летом)
«День здоровья»
«Весёлые старты»
|
все группы
|
1 р. в год
1 р. в год
|
Воспитатели
|
2.8.
|
Каникулы (непосредственная образовательная деятельность не проводится)
|
Все группы
|
1 р. в год (в соответствии с годовым календарным учебным графиком )
|
|
3.
|
Лечебно – профилактические мероприятия
|
|
|
|
3.1.
|
Витаминизация
|
Все группы
|
|
Заведующий
|
3.2.
|
Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия)
|
Все группы
|
В неблагоприятный период (осень, весна)
|
Воспитатели
|
3.3.
|
Фитонезидотерапия (лук, чеснок)
|
Все группы
|
В неблагопр. период (эпидемии гриппа, инфекции в группе)
|
Воспитатели
|
4.
|
Закаливание
|
|
|
|
4.1.
|
Контрастные воздушные ванны
|
Все группы
|
После дневного сна
|
Воспитатели
|
4.2.
|
Ходьба босиком
|
Все группы
|
Лето
|
Воспитатели
|
4.3.
|
Облегчённая одежда детей
|
Все группы
|
В течении дня
|
Воспитатели,
мл. воспитатели
|
4.4.
|
Мытьё рук, лица
|
Все группы
|
Несколько раз в день
|
Воспитатели
|
Модель двигательного режима по возрастным группам
|
Младшая разновозрастная группа
|
Старшая разновозрастная группа
|
Подвижные игры во время приёма детей
|
Ежедневно
3-5 мин.
|
Ежедневно 7-10 мин.
|
Утренняя гимнастика
|
Ежедневно
3-5 мин.
|
Ежедневно 7-10 мин.
|
Физкультминутки
|
2-3 мин.
|
2-3 мин.
|
Музыкально – ритмические движения.
|
НОД по музыкальному развитию
6-8 мин.
|
НОД по музыкальному развитию 10-12 мин.
|
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
(2 в зале, 1 на улице)
|
2 раз в неделю 10-15 мин.
|
3 раза в неделю 15-20 мин.
|
Подвижные игры:
- сюжетные;
- бессюжетные;
- игры-забавы;
- соревнования;
- эстафеты;
- аттракционы.
|
Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.
|
Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин.
|
Оздоровительные мероприятия:
- гимнастика пробуждения
- дыхательная гимнастика
|
Ежедневно 5 мин.
|
Ежедневно 7 мин.
|
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- зрительная гимнастика.
|
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.
|
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору
8-10 мин.
|
Физкультурный досуг
|
1 раз в месяц по 10-15 мин.
|
1 раз в месяц по 25-30 мин.
|
Спортивный праздник
|
2 раза в год по 10-15 мин.
|
2 раза в год по 25-30 мин.
|
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня
|
|
Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей, проводится под руководством воспитателя.