III. Организационный раздел
8. Материально-техническое обеспечение программы:
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- соответствие правилам пожарной безопасности;
- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение
9. Режим дня
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.
Режим дня дошкольных групп
Режимные моменты
|
II младшая группа
(с 3-4 л.)
|
Средняя группа
(с 4-5 л.)
|
Старшая группа
( с 5-6 л.)
|
Подготовительная группа
(с 6-7 л.)
|
приём, осмотр детей, индивидуальная работа
|
8.00 – 8.30
|
8.00 – 8.30
|
8.00 – 8.20
|
8.00 – 8.20
|
самостоятельная игровая деятельность
|
8.30 – 8.45
|
8.30 – 8.45
|
8.20 – 8.45
|
8.20 – 8.45
|
гимнастика
|
8.45 – 8.50
|
8.45 – 8.50
|
8.45 - 8.55
|
8.45 – 8.55
|
подготовка к завтраку, завтрак
|
8.50 – 9.10
|
8.50 – 9.10
|
8.45 – 9.00
|
8.45 – 9.00
|
непосредственно образовательная деятельность 1
перерыв
непосредственно образовательная деятельность 2
перерыв
непосредственно образовательная деятельность 3
|
9.10 – 9.25
9.25 – 9.35
9.35 – 9.45
|
9.10 – 9.25
9.25 – 9.35
9.35 – 9.45
|
9.00 – 9.25
9.25 – 9.35
9.35 – 10.00
10.00 – 10.10
10.10 – 10.35
|
9.00 – 9.30
9.30 – 9.40
9.40 – 10.10
10.10 – 10.20
10.20 – 10.50
|
подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
|
9.45 – 12.00
|
9.45– 12.00
|
10.35 – 12.40
|
10.50 – 12.40
|
обед
|
12.00 – 12.30
|
12.00 – 12.30
|
12.40 – 12.55
|
12.40 – 12.55
|
подготовка ко сну
|
12.30 – 12.45
|
12.30 – 12.45
|
12.55 – 13.00
|
12.55 – 13.00
|
дневной сон
|
12.45 – 15.00
|
12.45 – 15.00
|
13.00 – 15.00
|
13.00 – 15.00
|
подъём, бодрящая гимнастика, закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры
|
15.00 – 15.10
|
15.00 – 15.10
|
15.00 – 15.10
|
15.00 – 15.10
|
самостоятельная игровая деятельность
факультативная/ самостоятельная/ игровая деятельность
|
15.10 – 15.45
|
15.10 – 15.45
|
15.10 – 15.50
|
15.10 – 15.50
|
полдник
|
15.45 – 16.00
|
15.45– 16.00
|
15.50 – 16.00
|
15.50 -16.00
|
прогулка, уход домой
|
16.00 – 18.30
|
16.00 – 18.30
|
16.00 – 18.30
|
16.00 – 18.30
|
План непосредственно-образовательной деятельности
Направления развития
|
Образовательная
деятельность
|
Образовательные области
|
ІІ младшая группа
|
средняя
|
старшая группа
|
подгото
вительная
группа
|
Познавательное развитие
речевое развитие
|
Познаватель-
ное развитие
|
Познание
Социализация
Здоровье
Безопасность
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Математика
|
Познание
Коммуникация
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Развитие речи
|
Коммуникация
Познание
Чтение
х/лит-ры
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Подготовка к обучению грамоте
|
коммуникация
|
-
|
|
-
|
1
|
Физическое развитие
|
Физкультура
|
Физкультура
Здоровье
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Художественно-эстетическое
|
Музыка
|
Музыка
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Изодеятель-ность (рисование, лепка/ аппликация ч/н)
|
Художествен-
ное творчество
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Конструирова-
ние/ручной труд
|
Художественное творчество
|
|
|
1
|
1
|
Кружки
|
|
Художественное творчество
Физкультура
|
1
|
1
|
|
|
|
всего
|
|
11
|
11
|
12
|
12
|
|
Длительность непосредственно образовательной деятельности
|
15 мин
|
20 мин
|
25 мин
|
30 мин
|
|
Объем непосредственно образовательной деятельности
|
2 ч 45 мин
|
4 часа
|
6 ч 15 мин
|
8 ч 30 мин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
-
Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ
Совместная деятельность
взрослого и детей
|
Самостоятельная деятельность
детей
|
Взаимодействие
с семьями
|
- Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.
- Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.
- Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
- Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
- Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта.
- Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
- Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
- Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание
|
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской
|
Диагностирование
Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.
Совместное творчество детей и взрослых.
|
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:
- игровые,
- сюжетные,
- интегрированные формы образовательной деятельности.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебного характера.
Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте
младший дошкольный возраст
Образовательная область
|
Первая половина дня
|
Вторая половина дня
|
Социально – коммуникативное
развитие
|
- Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
- Оценка эмоционального настроение группы с последующей коррекцией плана работы
- Формирование навыков культуры еды
- Этика быта, трудовые поручения
- Формирование навыков культуры общения
- Театрализованные игры
- Сюжетно-ролевые игры
|
- Индивидуальная работа
- Эстетика быта
- Трудовые поручения
- Игры с ряжением
- Работа в книжном уголке
- Общение младших и старших детей
- Сюжетно – ролевые игры
|
Познавательное
развитие
|
- Игры-занятия
- Дидактические игры
- Наблюдения
- Беседы
- Экскурсии по участку
- Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.
|
- Игры
- Досуги
- Индивидуальная работа
|
Речевое развитие
|
- Игры- занятия
- Чтение
- Дидактические игры
- Беседы
- Ситуации общения
|
- Игры
- Чтение
- Беседы
- Инсценирование
|
Художественно-эстетическое развитие
|
- НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
- Эстетика быта
- Экскурсии в природу (на участке)
|
- Музыкально-художественные досуги
- Индивидуальная работа
|
Физическое развитие
|
- Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
- Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
- Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
- Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
- Физкультминутки на занятиях
- НОД по физкультуре
- Прогулка в двигательной активности
|
- Гимнастика после сна
- Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
- Физкультурные досуги, игры и развлечения
- Самостоятельная двигательная деятельность
- Ритмическая гимнастика
- Хореография
- Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
|
Старший дошкольный возраст
Образовательная область
|
Первая половина дня
|
Вторая половина дня
|
Социально –
коммуникативное развитие
|
- Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
- Оценка эмоционального настроения группы
- Формирование навыков культуры еды
- Этика быта, трудовые поручения
- Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям
- Формирование навыков культуры общения
- Театрализованные игры
- Сюжетно-ролевые игры
|
- Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе
- Эстетика быта
- Тематические досуги в игровой форме
- Работа в книжном уголке
- Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения)
- Сюжетно – ролевые игры
|
Познавательное развитие
|
- НОД по познавательному развитию
- Дидактические игры
- Наблюдения
- Беседы
- Экскурсии по участку
- Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.
|
- Развивающие игры
- Интеллектуальные досуги
- Индивидуальная работа
|
Речевое развитие
|
- НОД по развитию речи
- Чтение
- Беседа
|
- Театрализованные игры
- Развивающие игры
- Дидактические игры
- Словесные игры
- чтение
|
Художественно-эстетическое развитие
|
- Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
- Эстетика быта
- Экскурсии в природу
|
- Музыкально-художественные досуги
- Индивидуальная работа
|
Физическое развитие
|
- Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
- Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
- Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
- Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
- Специальные виды закаливания
- Физкультминутки
- НОД по физическому развитию
- Прогулка в двигательной активности
|
- Гимнастика после сна
- Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
- Физкультурные досуги, игры и развлечения
- Самостоятельная двигательная деятельность
- Ритмическая гимнастика
- Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
|
10. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
В каждой возрастной группе выделен блок , разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;